РАБОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (по программе "Здоровье" МОУ "СОШ № 4"

М.В. Горбунова
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4", г. Сердобск, Пензенская обл.

 

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации, особенно подрастающего поколения. Поэтому и обсуждаться эти проблемы стали достаточно часто. Здоровье детей ухудшается, их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы. Учеными доказано, что здоровье человека лишь на 7... 10% зависит от здравоохранения и более чем на 50% от образа жизни.
Педагогическим коллективом нашей школы была разработана программа "Здоровье" на основе муниципальной программы "Здоровье" на 2001-2006 гг.
Цель этой программы - воспитание физически развитого, психически здорового, социально адаптированного человека с устойчивой мотивацией на здоровый образ жизни.
Введение этой программы должно обеспечивать решение следующих задач:
1) снижение заболеваемости детей за счет: минимизации воздействия неблагоприятных факторов обучения на здоровье учащихся; своевременной диагностики и коррекции отклонений в состоянии здоровья; организации спортивно-оздоровительной работы;
2) воспитание здорового образа жизни путем воспитания чувства ответственности за свое здоровье и мотивации на здоровый образ жизни.
Решение всех этих задач помогает осуществить включение в учебный и воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Работа школы в этом направлении проводилась поэтапно. 1 этап (2001 -2002 учебный год) - аналитический. 2 этап (2002 - 2003 учебный год) - прогностический. Медицинской сестрой школы проведена большая работа по отслеживанию динамики состояния здоровья детей!
Творческой группой учителей разработаны "Часы здоровья" для учащихся 1-х классов, обобщен опыт работы учителя начальных классов М.Н. Косяковой по теме: "Формирование здорового образа жизни в процессе обучения". Разработаны методические рекомендации учителям-предметникам иклассным руководителям по профилактике утомляемости учеников на уроках, разработана тематика классных часов с 1-го по 11-й класс, направленная на воспитание и мотивацию здорового образа жизни.
С 2004 учебного года мы вспушит в третий этап осуществления этой программы - этап реализации. Учебновоспитательная работа включила в себя целый ряд мероприятий: увеличение числа уроков физической культуры, разгрузку спортивного зала за счет спортивной школы, работу секций по волейболу, баскетболу, общефизической подготовке, работу спец групп по определенным программам, проведение ежедневной утренней гимнастики во всех классах, часов здоровья на свежем воздухе, динамических пауз (на всех уроках, причем в начальном звене дважды: на 15 и 25 минутах), использование профилактических мероприятий по системе Базарного по восстановлению зрения (таблицы "Гимнастика для глаз" имеются в каждом учебном кабинете). Наличие "уголков здоровья" в каждом классе усиливает интерес учащегося к вопросам личной гигиены, закаливанию, профилактике различных заболеваний.
Проведение детских научно-практических конференций "Мы выбираем здоровье", "В будущее без наркотиков", "Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни" и цикла классных часов по программе "Здоровье" помогает убедить учащихся школы, что быть здоровым - естественное стремление человека.
Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Педагогический коллектив школы работает в тесном сотрудничестве со многими организациями, такими, как ЦРБ, отдел по наркоконтролю, медицинский колледж, ДЮСШ. Представители этих организаций приходят в школу на классные часы, родительские собрания, педагогические советы, помогая педагогам воспитывать у школьников чувство ответственности за свое здоровье.
Мы убедились, что школьная среда немилосердно подавляет двигательную активность. Во избежание этого мы увеличили длительность трех перемен на пять минут, в школе функционируют два теннисных стола, раз в четверть проводятся Дни здоровья, проводятся различные соревнования, игры, такие, как "Зов джунглей", "Веселые старты", "Вперед, мальчики". Девушки 10 - 11-х классов с увлечением занимаются по проекту JLA. Сергеевой "Служа красоте" (аэробика). Во время каникул большое внимание уделяется различным подвижным играм, как в спортивном зале, так и на воздухе. Все это позволяет улучшить уровень физической подготовленности учащихся.
Наряду с этим нужно обратить внимание и на основную форму организации обучения школьников - урок. Утомляемость учащихся во время урока не является следствием какой-либо одной причины, например, сложности материала или психологической напряженности, а определяется сочетанием различных факторов. Именно поэтому в этом году мы завели на каждого ребенка индивидуальную карту наблюдений учителя и родителей. Данное наблюдение позволит выявить отклонения в состоянии психо-неврологического статуса ребенка, свидетельствующее о нарушении адаптации и значительном напряжении. В карте каждого ребенка определяется суммарный балл по всем показателям. При балле от 14 до 21 следует обратить внимание на состояние здоровья, нормализовать режим, снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать все с родителями, врачом, психологом и разработать программу помощи ребенку.
В 1 - 3-х и 5 - 6-х классах классные руководители совместно с фельдшером школы ведут протоколы согласованных действий по отслеживанию состояния здоровья школьников, что дает возможность не только своевременно информировать родителей о результатах школьных медицинских осмотров, но и контролировать действия родителей по выполнению указания врачей.
Следующим моментом является перегрузка учащихся количеством домашних заданий. Эта проблема коснулась нас. На протяжении четырех лет мы отслеживали объем домашних заданий и выявили, что процент учащихся, не укладывающихся в норму по времени выполнения домашних заданий, в 2001 г. составлял 46%. Проведя целый ряд мероприятий, мы снизили этот показатель до 13% в 2005 г.
Так как по результатам медицинского осмотра наибольшее количество учащихся страдают нарушением осанки, то над этой проблемой и работает наш коллектив в этом году. Творческим союзом мед работников и учителей физической культуры был разработан физкультурно-оздоровительный комплекс. В него вошли: корригирующая гимнастика для детей с нарушением осанки и сколиозом, лечебный массаж, лечение аппаратом "Денас". Научно методический материал по корригирующей гимнастике разработан учителем физической культуры высшей категории Л.А. Сергеевой. Это методическое пособие утверждено кафедрой физической культуры ИУУ. Работа ведется по графику. Два раза в неделю дети с нарушением осанки и сколиозом посещают занятия по специальной методике, ежедневно с 18.00 до 20.00 работает массажный кабинет, одновременно идет лечение аппаратом "Денас" по разрешению родителей.
Итогом такой работы школы по осуществлению включения в учебный и воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий можно считать наличие динамики по снижению количества заболеваний, а также распределение учащихся по группам здоровья и медицинским группам.
В этом учебном году на базе нашей школы открывается реабилитационный центр для детей. В него входят: кабинет ЛФК и массажа, физиокабинет и стоматологический кабинет.
Таким образом, помня о целях и задачах программы "Здоровье" и внутришкольных факторов, влияющих на здоровье учащихся, можно построить учебную и воспитательную деятельность так, чтобы переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения, превратить "здоровьеразрушающую" систему образования в здоровьесберегающую.

Hosted by uCoz